
Бензин вместо дизеля: если заправил машину не тем топливом
Как бы кто ни смеялся над этой анекдотической ситуацией, на заправках повторяется она регулярно, иначе бы не стала каноном. Забыть, на каком топливе ездит автомобиль, может как начинающий водитель, так и пенсионер. И даже с человеком, часто меняющим автомобили, например, пересаживающимся со служебной машины на личную, такое случается.

Сегодня расскажем, какие действия лучше предпринять, чтобы избежать замены топливных фильтров и катализатора, а также дорогостоящего ремонта двигателя и топливной системы.
«Оля, запомни, у тебя дизель!»
Эта надпись на лючке бензобака уже давно стала популярным интернет-мемом, как и ответ той самой Оли: «У меня «Хёндэ», а не дизель». На самом деле заботливый супруг знал, что делал, когда заказывал такую гравировку, так как эта невинная, казалось бы, ситуация чревата глобальными и дорогостоящими последствиями для любого авто.

Сразу скажем, что путать топливо ни в коем случае не следует. Каждый силовой агрегат в автомобиле рассчитан на определенный тип горючего. Если сменить ему «диету», это нарушит его заводские настройки и приведет к дорогостоящему ремонту как самого агрегата, так и всей топливной аппаратуры.
Не стоит думать, что столь глупая ошибка – удел новичков, блондинок и водителей, впавших в маразм. Случается, что даже опытные автомобилисты «в запарке» или из-за недосыпа льют в бак один вид топлива, хотя при этом искренне уверены, что заливают другой, правильный.

Поэтому и производители аппаратуры для АЗС, и сами автобренды регулярно придумывают более эффективные способы так называемой «защиты от дурака». Так, популярные сети заправок содержат в штате сотрудников, которые постоянно дежурят у заправочных автоматов, помогая клиентам заправлять их автомобили, – вся необходимая для них информация содержится на внутренней поверхности лючка бензобака.
На большинстве АЗС также применяются различные типы заправочных пистолетов, благодаря чему таковой от дизельной колонки физически не влезает в горловину обычного бензобака. Увы, случается всякое.
Последствия некорректной «диеты»
Залив дизель в бензиновый мотор и осознав свою ошибку, сразу же глушите агрегат и выключайте зажигание – так вы уменьшите негативное воздействие не того топлива на него. Если этого не сделать, мотор будет работать до тех пор, пока не выработает остатки своего бензина во всей топливной магистрали, после чего заглохнет и больше не заведётся, поскольку ни при каких условиях не сможет «переварить» солярку. Причем время работы двигателя в таких условиях будет напрямую зависеть от того, сколько бензина оставалось в баке и сколько дизельного топлива было в него залито.
Интересно, что старые модели карбюраторных двигателей могут функционировать на топливной смеси, на треть состоящей из дизеля, – автомобиль, не разгоняясь выше 70 км/ч, вполне способен передвигаться, хотя такая езда и будет сопровождаться рывками, грохотом и низкой тягой, а продолжительный путь наверняка приведет к закоксовке камеры сгорания.

А вот новые модели машин даже при наличии 10% дизельного топлива в баке ехать не смогут – этого не допустит электроника в системе питания, которая принудительно выключит зажигание. Топливные форсунки в агрегате тоже быстро забьются, что усугубит и без того неровную работу мотора, из-за чего тот заглохнет.

Принцип работы дизельного мотора кардинально отличается от бензинового. Так, в нём нет свечей зажигания, поэтому нормальное воспламенение невозможно и будет происходить гораздо раньше, что приведёт к смещению фаз и сильной детонации, которая отразится на состоянии всей цилиндропоршневой группы.
Кроме того, в дизельном моторе в камеру сгорания поступает не топливно-воздушная смесь, а чистое топливо, которое лишь в самой камере смешивается с предварительно закачанным воздухом и воспламеняется под действием высокого давления.

Не менее важным является и такой факт, что в дизельном моторе питание осуществляется с помощью топливного насоса высокого давления либо насоса-форсунки, во многих моделях которых солярка выступает еще и в роли смазки. Поэтому работа на бензине либо же на смеси с высоким содержанием бензина чревата капитальным ремонтом такого мотора.
Скорая помощь автомобилю
Не важно, дизельный у вас мотор или бензиновый, алгоритм действий после неправильной заправки таков: как только вы поняли, что выбрали не тот тип топлива, сразу же отщелкивайте заправочный пистолет, предотвращая дальнейшую подачу. Далее помним, что включать зажигание и заводить авто ни в коем случае не следует. Если есть возможность, откатите его в сторону, переключив коробку передач на нейтраль. Эта функция есть и в «автомате», хотя зажигание тут всё же придется включить, сразу выжав педаль тормоза. В «механике» всё проще: достаточно выжать сцепление.
Затем вызываем эвакуатор. Некоторые автовладельцы прибегают к помощи друзей/знакомых с личным авто, которые могут отбуксировать их к СТО на гибкой сцепке, но данный сценарий также чреват возможными неприятностями (один такой случай мы недавно описывали).

На СТО первым делом нужно слить «чужеродное» топливо из бака. Если сливного клапана в нем не предусмотрено, как это часто бывает в новых авто с пластиковыми топливными емкостями, бак лучше демонтировать и тщательно промыть его и погружной фильтр, находящийся внутри, от остатков ошибочно залитого бензина/дизеля. Промывка и продувка топливных магистралей и погружного бензонасоса также строго обязательны.

Если автомобиль дизельный, считайте, что вам повезло: заправив 5 литров бензина, вы можете, прекратив его подачу, долить полный бак дизеля и поехать – малое количество бензина в солярке топливная система легко «переварит». Но если чужого топлива много, смотрите раздел выше и запомните: заводить двигатель в этом случае нельзя.
***
Резюмируя сказанное, отметим основной наш посыл: если вы допустили такую глупую ошибку, ни в коем случае не экономьте на профилактических действиях, так как последующий ремонт будет очень дорогим.